• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:16 

Слово на Рождество Христово

Позывной ~Любочестие~
Слово на Рождество Христово


Христос в Евангелии Своем, говоря о самом великом, что может сделать человек, о самой высокой мере, до которой он может вырасти, дал нам заповедь любви: «Никто большей любви не имеет, как тот, который душу свою положит за друзей своих…». И вот, в эту таинственную рождественскую ночь, Сам Господь и Бог наш воплощением Своим исполнил этот закон победоносной жизни и любви. Мы рождаемся во временную, преходящую жизнь, из ничего возникаем державным творческим словом Живого Бога, и через это временное бывание становимся причастниками вечности и входим в жизнь вечную. Господь же и Бог наш, воплощением Своим, из полноты бытия, из торжествующей полноты жизни входит в область смерти; из полноты нетварного бытия Он заключается в узкие, подлинно тюремные рамки падшего мира; будучи вечным, рождается во времени, чтобы в этом мире, узком, тесном, оторванном от Бога, жить, показывая нам пример того, как изо дня в день можно отдавать жизнь за своих друзей, и умирает, показывая нам, что и смертью можно явить торжество жизни. Одна из древних греческих икон представляет нам ясли вифлеемские не в виде трогательных яслей, а в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит ребенок, предназначенный к смерти; но не к случайной, бессмысленной, бесцельной смерти, а к смерти жертвы, которая осмысленно, свободно приносится Богу во очищение грехов, ради победы над самой смертью, для соединения Неба и земли, для соединения отпадшей твари и Живого, любящего Бога.


@темы: Проповеди, Рождество Христово

13:43 

День памяти св. Иоанна Кронштадтского

Позывной ~Любочестие~


2 января Церковь празднует память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Однажды на вопрос о том, откуда у него такая горячая вера, отец Иоанн ответил, что он просто жил в Церкви.

Святой Иоанн Кронштадтский происходил из священнического рода. Это многое объясняет. Но не всё. Он был особенный священник. Не потому, что хотел казаться особенным, и это у него получилось. Каким-то особенным был сам его путь, его вера, вполне церковная, его горение.

Незадолго до кончины старца Иоанна Кронштадтского, в 1908 году, к нему приезжал молодой инок – будущий митрополит Вениамин (Федченков). Видя с каким благоговением протоиерей Иоанн целует крест, отец Вениамин попросил его:

«Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?» – «Вера?» – протоиерей Иоанн на минуту задумался, потом с твёрдой ясностью ответил: «Я жил в Церкви!»

– А что это такое – жили в Церкви? – спросил отец Вениамин.

– Ну, – с некоторым удивлением продолжал протоиерей Иоанн, – что значит жить в Церкви? Я всегда пребывал в церковной жизни… Служил Литургию… Любил читать в храме богослужебные книги… минеи, стихиры, каноны.

Простые батюшкины слова о церковной жизни накрепко врезались в память митрополита Вениамина.

Без этого отца Иоанна не понять

В тревожное время предреволюционных сомнений и исканий вера отца Иоанна покоилась на прочном основании. Ревностное участие в Литургии, в богослужебных молитвах усиливали его любовь и веру во Христа, Распятого и Воскресшего.

Когда читаешь даже дневниковые записи отца Иоанна, стоит учитывать, насколько они пронизаны богослужебным языком Православной Церкви. Хорошо заметно это по частым перечислениям, встречающимся у отца Иоанна, точнее говоря, по однородным членам предложения.

Это может кому-то показаться несколько утомительным, вспомните тогда, что перед нами характерная черта многих богослужебных молитв. Отец Иоанн настолько сжился с церковными книгами, что мыслил на языке церковных молитв.

Приведу в пример яркие слова его проповеди на Пасху:

«Солнце всходит – и всё… оживает после ночного оцепенения… Когда Солнце правды – Христос – взойдет в верующей, любящей, кающейся душе христианина, она тотчас оживает… укрепляется, радуется».

Для батюшки Иоанна Христос – это свет и сама жизнь. И вот у него характерные для церковных служб перечисления: Христос, подобно солнцу, восходит в верующей, любящей, кающейся душе христианина, душа тотчас оживает, укрепляется, радуется. Вера и любовь пробуждают человеческую душу и делают ее сильнее. Покаяние наполняет душу радостью оттого, что Христос приходит к грешнику Сам, просветляет его душу.

Тема покаяния звучала у отца Иоанна всю жизнь, наполняла всё его существо.

Вот что он однажды записал:

«Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления… называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается… надо его пробуждать; воля притупляется, обессиливает для исправления, надо ее принуждать; Царство небесное силою берется».

Из антропологии мы знаем, что человеческая душа имеет несколько сил: ум, волю, чувства (эмоции). Именно в свете этого учения надо читать запись отца Иоанна. От покаяния укрепляются силы души: ум проясняется, чувства пробуждаются, воля становится дееспособнее.

Оставил батюшка замечательные слова не только о покаянии, но и о борьбе со страстями, которые порой маскируются под добродетели:

«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы не было в тебе злобы».

Подлинная ревность по Богу не имеет ничего общего со страстью постоянного осуждения ближних, с культивированием в себе ненависти к людям. Ревность по Богу не допустит, чтобы в душе христианина хозяйничала злоба.


Отец Иоанн вырос в верующей семье, с детства, не без труда, впитал в себя христианские наставления. Потом была учеба в Архангельской семинарии и Петербургской духовной академии, весьма успешная. Потом священство на кронштадтском приходе.

И здесь батюшка опять нашел неиссякаемый источник:

«В богослужении – вся догматика, вся церковная история, всё домостроительство нашего спасения, всякое врачевание духовное». Богослужение дает нам духовное лекарство от всевозможных болезней. В нём запечатлелись самые ценные напластования многовековой церковной истории, священной истории. В церковных службах цветет догматическое богословие, ведь состоит догматика не из далеких от нашей повседневности утверждений, а из того, что может день за днем укреплять нас в вере.

Жалкое и мелкое существование, заунывная рутина и мертвечина не устраивали отца Иоанна. Он стремился жить по-настоящему, вчитаемся в его слова: «Все любим жизнь, но в нас нет истинной жизни без Источника жизни Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что на ней Сам Господь… преподает Себя Самого в пищу и питие верующим… диавол всеми адскими кознями старается отвращать христиан от чаши жизни».

Вот почему в свои 79 лет отец Иоанн не отходил от Христовой Чаши и паству свою призывал всей душой ценить великое Таинство.

Подумать только, на Литургии Господь нас питает Собой, мы наполняемся Его духовной жизнью.

А что во внебогослужебное время?

Каждому ясно, что физически невозможно провести всю жизнь на церковных службах. Есть у христиан и внехрамовая жизнь, дома, на работе.

Отец Иоанн советует дома регулярно читать Слово Божие:

«При чтении его ты опытно узнаешь, что оно есть свет для твоего ума, с которым не только без боязни, но и с радостью ты можешь идти путем самой сени смертной».

Светлые полосы в нашей жизни чередуются с темными, порой даже с очень мрачными – сенью смертной. В такое мрачное время надо взять с собой свет, чтобы не упасть на пути, чтобы не бояться. Светом для человеческого ума служит Евангелие и другие книги апостолов и пророков. Божие Слово не дает нам заблудиться, выводит людей на верный путь.

С 1890-х годов отец Иоанн стал известен по всей России как старец. К нему отовсюду стекались люди, со своими проблемами и просьбами помолиться, с благодарностью. Ему везли множество даров, он без устали раздавал дары неимущим.

Он был человеком очень одаренным во всех смыслах, в первую очередь одаренным духовно. Как батюшка сам к этому относился?

Прочтём его молитву: «Господи! Да не будут дары Твои, духовные и вещественные, в нас и у нас праздны; даждь им движение спасительное и полезное».

Сколько он послужил в храме? Много! А сколько он помогал людям за церковной оградой?! Тоже очень много! По его убеждению, дары не должны лежать праздными, они должны служить к Божьей славе и на пользу людям.

Источник: www.pravmir.ru

@темы: Праздники, Святые

19:28 

Душевность без превью:)

Позывной ~Любочестие~
Найдена вот такая красота, но автор, к сожалению, не выяснен.


@темы: Картинки, Паисий Святогорец

16:47 

Слово в день святителя Николая

Позывной ~Любочестие~
Слово в день святителя Николая
Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения


Ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении Святая Церковь предлагает нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, такие слова апостола Павла из его послания к Евреям: Повинуйтеся наставникомъ вашимъ и покоряйтеся (Евр. 13, 17). А немного выше в том же послании Апостол говорит: Поминайте наставники ваша… подражайте вере их (Евр. 13, 7).
Здесь под наставниками разумеются апостолы, а затем их преемники, святые отцы Церкви. Указывая нам на эти апостольские слова, Святая Церковь хочет, чтобы мы во всем слушались св. отцов, и в особенности в области веры, без которой мы не можем угодить Богу и спастись. И это понятно. Святые отцы преподают нам веру спасительную – ту, о которой некогда сказал Господь: Иже веру иметъ и крестится, спасенъ будетъ; а иже не иметъ веры, осужденъ будетъ (Мк. 16, 16). Наставляя нас в этой спасительной истинной вере, святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех — от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: Аще мы, или ангелъ съ небесе благовеститъ вамъ паче еже благовестихомъ вамъ, анафема да будетъ (Гал. 1, 8). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения.


@темы: Проповеди

16:42 

Праздник святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских

Позывной ~Любочестие~


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе — благодатные иконы святителя Николая.


@темы: Иконы святых, Святые

22:49 

Позывной ~Любочестие~
Пресвятая Богородица радуется, когда мы молимся Ей, читаем акафисты и каноны, ибо видит чистую любовь детей Своих, которые предают себя Ей и славословят Ее. И, конечно, это сподвигает Ее расточать щедроты Своим чадам. Если же мы постоянно читаем молитву «Пресвятая Богородице, спаси нас!» — то мы как будто бы теребим Ее за край одежд, пока Она не исполнит просимое.

Преподобный Паисий Святогорец

@темы: Паисий Святогорец

16:32 

Где жил прп. Паисий Святогорец

Позывной ~Любочестие~
Портал Исихазм.ру опубликовал фотографии каливы прп. Паисия Святогорца в Иверском скиту. Там он прожил с 12 мая 1964 года (по возвращении с Синая) до 11 июля 1967 года, когда по послушанию своему духовнику прп. Паисий уехал на Катунаки.







www.isihazm.ru/?id=384&iid=2214

@темы: Паисий Святогорец, Фотографии

16:59 

Убеждение к соблюдению поста в Рождественский пост

Позывной ~Любочестие~
С нынешнего дня начинается святой пост, Церковию Божиею установленный за тем, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению воплощенного Бога в праздник Рождества Христова. Покоримся Церкви, и вступим в подвиг поста и всех других благочестивых упражнений, соединенных с постом. Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост Святой Четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский. И долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна.

Наступивший пост точно легче Великого и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью для нашей немощи. Пусть в этот пост разрешено вкушать рыбу, но это только по субботам, воскресеньям и в праздники; во вторник же и четверток и рыба не разрешается; а в понедельник, среду и пятницу не рыба только не разрешается, но и вино с елеем.


@темы: Проповеди, Рождественский пост, Святые

23:30 

День памяти Святого апостола Андрея Первозванного

Позывной ~Любочестие~


13 декабря Церковь празднует память Святого апостола Андрея Первозванного.

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата Святого апостола Петра. С юности будущий апостол всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Святой Андрей стал ближайшим учеником Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который затем сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу.

После Сошествия Святого Духа на апостолов, Святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь.

На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола Господь совершал чудеса.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь Святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял Святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги Святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять Святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но Святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: “Господи, Иисусе Христе, приими дух мой”. Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, Святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою Святую душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи Святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами Святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

Источник: www.pravmir.ru

@темы: Апостол

08:50 

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Позывной ~Любочестие~


4 декабря православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы.

По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Иконы


Источник:www.pravmir.ru

@темы: Двунадесятые праздники

18:46 

Значение поста по отношению к падшим духам

Позывной ~Любочестие~
Это поучение святителем Игнатием написано для Великого поста, но наверняка актуально для любого христианского поста.


Значение поста по отношению к падшим духам
Поучение в четвертую неделю Великого поста


Сей род, — сказал Господь своим апостолам о духах злобы, — ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом (Мк.9:29). Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель — милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их.

Отчего пост, который сам по себе — телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бесплотные духи могут подчиняться влиянию на них поста?

Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми — говорит боговдохновенный Давид — облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися (Пс.34:13). Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу.


@темы: Проповеди, Рождественский пост

15:47 

Рождественский пост. О посте и причащении.

Позывной ~Любочестие~
Поздравляем с началом Рождественского поста!


* * *

Рождественский пост. О посте и причащении.


В эти дни Рождественского Поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надежную опору находим в евангельских словах — словах Самого Христа, в учении Апостолов, в нашей православной вере! И чем дольше мы живем, тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова.

Но спасает нас не это: спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить и преобразить нас. Но, хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть благодати свое сердце; решимость воли изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем путем, который мы сами избрали потому, что он так прекрасен и животворен.

Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее древо, которое есть Христос. Да, мы привиты — но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, — а это зависит от нас.

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: Я получил Твои дары, но не принес плода — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним; или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не оказалось места, чтобы разделить радость царственного жениха.

Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.

А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, если ты опоздал к началу литургии; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течение предшествующей недели молитвой, испытанием совести, Правилом перед Причащением. Если Правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае, дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна быть в эти дни еще неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.

Все это — не просто формальные, дисциплинарные “правила”; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более достойной — или хотя бы менее недостойной — встрече Господа.

Вступим поэтому сейчас в Рождественский Пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе, к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?

И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.

Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно на протяжении всего Рождественского Поста, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не “право” наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно! Аминь.

Митрополит Антоний (Сурожский)

@темы: Рождественский пост, Проповеди

22:05 

Рождественский пост: Пост №1

Позывной ~Любочестие~
Приближается Рождественский пост. Как обычно, и накануне поста и в его течение, а также и в любое другое время приходской священник слышит сотни раз повторяющийся вопрос — что можно есть в рождественский пост, в какие дни, большая часть вопросов именно о еде или о не-еде.

В народном сознании, особенно людей малоцерковных, любой пост – это прежде всего гастрономическое, диетическое предприятие. Видимо, наша проповедь была не настолько дерзновенной, чтобы вместо постной скатерти-самобранки мы в наших дома прежде всего, и во-вторых и в-третьих видели Христа-Спасителя, слышали Его слово. Слово о спасении верой, спасении через напряженную повседневную работу над собой, через труд по очищению своих сердец.


@темы: Рождественский пост

09:54 

В канун Рождественского поста

Позывной ~Любочестие~
Двадцать восьмого ноября начинается Рождественский пост. 40 дней продолжается он, до великого праздника Рождества Христова

Рождественский пост. Священное Писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города – велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли… Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. «Не бойтесь, – возвестил им Ангел, – ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь». (Лк. 2:10-11). «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (Лк. 2:13-14)… Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними – волхвы, их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)…

Пришел на землю Христос – источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное…

Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба благословляется рыба.

Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося – подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников – злых духов.

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.
Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него замарана грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах – абортах, измене супругов, не хождении в церковь.., – в такой душе Бога нет и быть не может – грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго.

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек подумывает о самоубийстве. И что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в Церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молиться, поститься, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоиться, – душа нашла то, что она всю жизнь искала.
Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца.

Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова и потому нестрогий, благословляется рыба (кроме среды и пятницы). Этот пост продолжается 40 дней – от 28 ноября до 7 января. Строгий пост – в Рождественский Сочельник – канун Рождества Христова, благословляется вкушать коливо после вечерней звезды.


@темы: Рождественский пост

20:29 

Рождественский пост 2015

Позывной ~Любочестие~
Прожить долгую и холодную зиму в России и не предаться унынию – настоящий подвиг. Христианам это дается проще, потому что их зимнюю дорогу освещает яркая звезда, праздник, до которого с замиранием сердца считаешь дни, – Рождество Христово. Вершина зимы, а перед ней – испытаение для тела и духа – строгий Рождественский пост. Мы собрали самые распространенные вопросы об этом посте, ответы на которые помогут православному человеку подготовиться к Рождеству.


Даты Рождественского поста


Время Рождественского поста – это ровно 40 дней. Пост начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 6 января включительно. В ночь на 7 января христиане заканчивают поститься и встречают вершину поста, его главную цель и смысл – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. В каждом посте, в том числе в Рождественском, существует заговенье, иначе – канун поста. Оно приходится на 27 ноября, это день, в который Православная Церковь вспоминает жизнь святого апостола Филиппа. Именно в честь него Рождественский пост еще именуют Филипповым (по-народному Филипповки). Если заговенье попадает на однодневные посты (среду или пятницу), то оно перемещается на предыдущий день – 26 ноября (как в нынешнем 2015 году).

Зачем нужен Рождественский пост


Рождественский пост — это время для возрастания в Боге, для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений — нужны не как самоцель, не как своеобразное аскетическое упражнение, а как подготовка к великому празднику — Рождеству Христову. Радостному дню, когда Иисус Христос родился от Девы Марии, когда весь мир ликует, приветствуя Спасителя. Мы постимся, чтобы войти в этот день чистыми, свободными от суеты и всего, что вредит нашей душе.

Календарь питания: что можно есть в Рождественский пост


Рождественский пост — строгий. В этот период православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продуктов и от яиц. По поводу вкушения рыбы есть правила разной строгости. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу также нельзя пить вино, а пищу надо есть без масла — это называется сухоядение.

На Рождественский пост приходится Новый Год. Православным христианам лучше в этот светских праздник не отходить от поста. При это ни в коем случае не надо осуждать родных и друзей, которые, в отличие от вас, не постятся. Лучше поставить на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры.

Кроме того, даже соблюдая все гастрономические строгости поста, надо не забывать, что эти сорок дней в первую очередь — для духа, а не для тела. И одни органичения в еде — без духовной работы, без искренней молитвы, без помощи ближним — не принесут добрых плодов.

История Рождественского поста


Рождественский пост христиане начали выделять как отдельный и многодневный с IV века. Мы находим упоминания об этом посте в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого.

Сорокадневным пост стал после собора 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле.

Что такое Рождественский сочельник


Последний день Рождественского поста называют Сочельник. Это слово произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан 1, 8). Этих святых православные христиане молитвенно вспоминают как раз перед праздником Рождества Христова.

По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня.

До какого события продолжается Рождественский пост?


О том, до какого события продолжается Рождественский пост, мы можем догадаться из самого его названия. Рождество — вот точка, в которой заканчивается этот долгий сорокадневный период. Длится этот пост с 28 ноября до 6 января включительно.

7 января Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа, великий праздник, который напоминает нам о дне, когда Спаситель пришел в мир — родился от Девы Марии в городе Вифлееме.

Как держать Рождественский пост мирянам


О том, как держать Рождественский пост мирянам, в православной среде бывает немало споров. Причина в том, что правила постного питания, которые каждый из нас хоть раз читал в календарях, журналах и на церковных сайтах, относятся, как правило, к так называемому монастырскому Уставу. Но мирянину вовсе не обязательно поститься так же строго, как монаху.

Если трудно держать суровый сорокадневный пост, стоит попросить у своего духовника или просто священника, к которому вы ходите в местном храме, послабление. Что такое послабление? Это значит, что ваш пост будет не таким строгим – в силу вашего здоровья или других причин. Ведь смысл Рождественского поста – подготовка к празднику Рождества Христова, пост – это не «православная диета», это испытание для нашего духа, которое помогает нам увидеть главное и отсечь все второстепенное, состедоточиться на том, к чему нас призывает Евангелие. Через самоограничение стать ближе к Господу.

Во все дни Рождественого поста из рациона христианина исключают мясные, молочные продукты и яйца. Вершине поста, Рождеству Христову, предшествует день 6 января, который еще называют «сочельником». Это день самого строгого поста – можно вкушать лишь хлеб, воду и фрукты. «Сочельник» от слова «сочиво», сочиво – это верная пшеница, которую по традиции едят накануне Рождества.

Народные традиции Рождественского поста


На Руси Рождественский пост называли также Филипповки. Дело в том, что заговенье (последний день вкушения мясной пищи перед началом одного из трех — Рождественского, Петрова, Успенского — многодневных постов) выпадало на день памяти святого апостола Филиппа — 27 ноября по новому стилю.

У Филиппова дня были и другие названия: Куделица, Заговенье, Запусты или Запуски у белорусов, Филипп. Куделица — первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу и приговаривали: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи». «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься».

На Куделицы в деревнях играли последние перед постом свадьбы: жениться и выходить замуж во время поста Церковь не благословляла. С Филиппова дня начинается «волчий месяц»: волки сбивались в стаи и подбирались близко к избам.

Рождественский пост у католиков


Рождественский пост у католиков во многом по смыслу похож на православный. В западных странах Рождество празднуется 25 декабря, и интересно, что верующие дают перед постом так называемое «постановление», то есть обозначают, в чем и как будут себя ограничивать – в еде ли, в каких-то удовольствиях. Также постановление может быть обещанием делать дела милосердия – ходить в дома престарелых, делать регулярные благотворительные пожертвования и многое другое.

Еще у католиков существует такое понятие, как «адвент». Это четыре воскресенья до Рождества Христова, дни, когда нужно быть особенно состедоточенным, размышлять о том, зачем Христос пришел в мир и в чем была Его благая весть всем христианам.


@темы: Рождественский пост, Праздники

12:15 

ОСТОРОЖНО: Хэллоуин. Территория зла.

Позывной ~Любочестие~
Из всех диких традиций, пришедших к нам в последние десятилетия с Запада, Хэллоуин, пожалуй, самая парадоксальная. А парадокс в том, что современное общество, в большинстве своем безрелигиозное, а подчас и агрессивно антирелигиозное, живущее здесь и сейчас, в Хэллоуин вспоминает о том, что является основой религии, – о мире ином, за гранью нашей земной жизни. Правда, если вдуматься, парадокс этот кажущийся. Ведь одна из самых распространенных фобий сегодняшнего мира – страх смерти, того самого иного мира. Хэллоуин, превращая жизнь за гранью смерти в дикий карнавал, успокаивает: всё не страшно, всё дико смешно и весело, смерти нет, она – вот это ряженое пугало, и потому и дальше можно жить по принципу: «Бери от жизни всё».

Что мы, православные, можем противопоставить этому активно насаждающемуся и у нас безумию? Да, конечно, не ходить, не участвовать, не скакать в масках смерти. А еще вновь и вновь напоминать о том, что же такое на самом деле Хэллоуин, какую опасность для духовного, а подчас и физического здоровья таит этот «праздник», к каким последствиям приводит.

Хэллоуин (англ. Halloween, All Hallows'Eve или All Saints'Eve) современный праздник восходящий к традициям древних Кельтов Ирландии и Шотландии, история которых началась на берегах Великобритании и Северной Ирландии. Язычники верили, что в этот день - его называли Самайном - миры живых и мертвых соприкасаются.

Чтобы защититься от призраков умерших кельты одевались в звериные шкуры, гасили свет в домах и выставляли на улицу еду - дары для духов. В XIX веке через эмигрантов в Америке появился этот языческий обряд поклонения духам смерти, который включал оргии и ритуальные убийства.

К началу XX века в городах США стал распространяться обычай устраивать в Хэллоуин акции мелкого вандализма - бить стекла, ломать скамейки и пр. С конца XX в в ходе процесса американизации и глобализации мода на атрибутику Хэллоуина возникла также в большинстве неанглоязычных стран Европы и Азии.

Традиция изготовления тыкв-светильников пошла также от кельтского обычая создавать фонари, помогающие душам найти путь в чистилище. В ночь Самайна жители кельтских деревень собирались вокруг костра, где друиды заклинали огонь защищать людей от призраков. Затем жрецы зажигали свечки в выдолбленных тыквах и раздавали деревенскому люду.

В настоящее время в США и во многих странах Европы празднование Хэллоуина приняло широкие масштабы, возникла целая индустрия Хэллоуин-развлечений, на которые тратятся миллиарды долларов.

Объектами почитания культового отношения на мероприятиях Хэллоуина выступают черти, бесы, ведьмы, злые духи и т.п., составляющие "нижний ряд" религиозного культа служения сатане, как противника Бога. Основные темы Хэллоуина: смерть, зло, оккультизм и монстры. Мероприятия Хэллоуина демонстративно направлены на пропаганду насилия, зла, что угрожает жизни и здоровью детей и взрослых.


Доктор психологических наук, профессор В.И. Слободчикова и доктор психологических наук, профессор В.В. Абраменкова

В Хэллоуине происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о добре и зле, красоте и безобразии, истине и лжи.

Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, "голоса", одержимость бесами - вот следствия Хэллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди, спустя много недель после 31 октября.

Источник: www.pravoslavie.ru/

@темы: Всякая всячина

11:15 

День памяти Святого апостола и евангелиста Луки

Позывной ~Любочестие~



Святой апостол-евангелист Лука, ближайший сподвижник апостола Павла, один из 70, – автор одного из четырех Евангелий и книги «Деяний», где подробно описывается жизнь первых апостолов после Вознесения Христова и по прошествии времени от сошествия на них Святого Духа.

Молитвы перед иконой Святого апостола Луки каждому помогут в делах духовного просвещения, перед чтением книг богословского содержания, всякой литературы, направленной на просвещение духа и ума, о чем и говорится в молитве ему в просьбах о пробуждении «страха и премудрости». Ему же молятся об избавлении от болезней душевных и телесных, в частности, связанных со зрением. В православии Святой Лука считается первым иконописцем и Святым покровителем врачей и живописцев.

Молодым юношей врач Лука, ведомый любознательностью целителя и стремлением узнать о новом духовном знании, отправился в Галилею. Тогда вокруг Иисуса собралось великое множество народа, и Иисус сказал всем Свою Нагорную проповедь, начав ее с «Заповедей блаженства» (Мф. 5–7; Лк. 6, 20–26). Премудрость услышанного молодым человеком глубоко запала ему в душу, и с той поры он стал одним из самых верных учеников Христа, следуя за ним в числе прочих 70 с первой проповедью о Нем. Он был среди тех, кто видел Его крестную смерть и скорбел о Нем на Голгофе (Лк. 23, 44–49; Мф. 27, 45–50; Мк. 15, 33–41; Ин. 19, 28–37).

Евангелие от Луки многие христианские историки выделяют особо и по многим причинам: оно отличается от прочих не только хорошим греческим языком. В числе его особых достоинств – исключительная историческая полнота. В этом Евангелии описана часть событий, о которых не сказано у остальных евангелистов, в частности, приведена Притча о добром самарянине (Лк. 10, 30–37). Здесь же мы находим строки одной из известнейших молитв вечерних богослужений, которую называют пророчеством Симеона – «Ныне отпущаеши» (Лк. 2, 29–35).

Икона Святого апостола и евангелиста Луки значима не только теми чудесными исцелениями, происходящими при искренней и горячей молитве Святому, который предстательствует за нас перед Господом со всеми Святыми, почитаемыми Православной Церковью. На этой иконе мы видим самого первого иконописца, изобразившего Богоматерь. На столешнице от стола, где совершала трапезу Святая семья, первый иконописец написал образ Пречистой с Младенцем, который называется Елеуса – Умиление, одна из известнейших икон этого типа – Владимирская икона Божией Матери. Еще одна икона – «Иерусалимская» – по преданию написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя. Им же создана еще одна – Одигитрия –Путеводительница, ее яркий пример в русской православной иконописи – Казанская икона Божией Матери.

Благодаря иконописным трудам Святого Луки сохранились сделанные на досках образы первоверховных апостолов Петра и Павла. Так Святым апостолом, евангелистом, целителем и, наконец, первым иконописцем Лукой было положено начало замечательному делу иконописания во славу Господню, ибо икона, являясь носителем первообразов, изображенных на иконе, помогает нам в молитвенном труде, а также и составляет неотъемлемую часть мировой художественной культуры.

Источник: iconkuznetsov.ru

@темы: Святые, Апостол

22:39 

Покров Пресвятой Богородицы

Позывной ~Любочестие~


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых.

14 октября православные вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились.

Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи, видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил; «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот, И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ.

По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли.

Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:
покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла,
молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы
Дева днесь предстоит в Церкви,
и с лики святых невидимо за ны молится Богу:
ангели со архиереи покланяются,
апостоли же со пророки ликовствуют:
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Источник: www.pravmir.ru/

18:06 

Воздвижение Креста Господня.

Позывной ~Любочестие~


Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму. Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого – святой царицей Еленой.

Как известно, в 326-году она прибыла в Иерусалим с горячим желанием отыскать Крест Господень. По указанию старого иудея был тогда разрушен храм Венеры, построенный над Голгофой ещё во времена императора Адриана. Под развалинами капища были обнаружены три креста, и чтобы понять, на каком из этих них был распят Господь, патриарх Макарий повелел приложить поочерёдно три креста к покойнику.

От прикосновения одного из крестов усопший воскрес. Это чудо привлекло такое множество народа, желающего увидеть Животворящий Крест, что его пришлось воздвигать (поднимать), откуда и произошло название праздника.

Второе событие, связанное с Крестом Господним произошло через десять лет. 13 сентября 335 года был освящён величественный храм Воскресения, воздвигнутый по повелению императора Константина над местом страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день было определено праздновать день Воздвижения Креста Господня.

Ну а третье воспоминание связано с событиями, произошедшими в 7 веке. Тогда персидский царь Хозрой разрушил Иерусалим и «пленил» Честной Крест Господень, который был увезён в Персию и пробыл там 14 лет, пока при императоре Ираклии не был возвращён с почётом на прежнее место. И снова это произошло в тот день, когда православные праздновали день Воздвижения Креста Господня.

Такова историческая канва нынешнего праздника, но главный, глубинный смысл его состоит, конечно, в том, чтобы нам снова и снова, устремившись сердцам горе, проникнуться осознанием величия жертвы, принесенной нашего ради спасения на Крестном древе.

Источник: www.pravmir.ru

@темы: Двунадесятые праздники

17:59 

Иеромонах Исаак. Житие Паисия Святогорца. Глава 12. Окончание

Позывной ~Любочестие~

Часть первая
Пространное житие старца

Глава двенадцатая
В "Панагуде». Отдание себя тем, кому больно





@темы: Иеромонах Исаак. Житие старца Паисия

На волне смирения

главная