-Arwin-
У каждого человека свои звезды. Одним — тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто огоньки. (с) Сент-Экзюпери
Итак, я в Сергиевом Посаде. На ночлег остановилась в гостинице «Паломник», что находится при Храме Архангела Михаила, рядом с железной дорогой по пер. Березовский.



Для начала как и все паломники, приехавшие поклониться Сергию Радонежскому, я отправилась в Хотьково, в Покровский женский монастырь, где покоятся мощи родителей Сергия – Кирилла и Марии. Как и заповедовал преподобный «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». От Сергиева Посада станция Хотьково - следующая если электричка не останавливается на станции «Семхоз» и через одну – если останавливается. Выйдя из электрички я немного поплутала, но затем взяла правильный курс и без приключений добралась до монастыря.

Дата основания Покровского монастыря неизвестна, но впервые о нем упоминается в 1308 году. Изначально он был мужеско-женским. В его стенах приняли постриг родители Сергия. Вскоре после этого они умерли и здесь же были похоронены. Их мощи – главная святыня монастыря.
Храмы Покровского монастыря

Никольский собор (Собор Николая Чудотворца). Стиль – русско-византийский, эклектика. Год постройки 1900 -1904 г.



Покровский собор (Собор Покрова Пресвятой Богородицы), год постройки 1812-1816. Именно здесь находится рака с мощами схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.



Церковь рождества Иоанна Предтечи, 1791 г. (над Северными воротами)



А это Церковь нашего Митрофания Воронежского (над южными воротами)



Неизвестная часовня. Год постройки не ранее 1308 г.



Деревянная звонница тоже не ранее 1308 г.



Я не знала можно ли фотографировать на территории монастыря. Поэтому на всякий случай не стала и взяла фото для отчета с других сайтов. В Лавре, не считая фото Красных ворот все остальные фотографии сделаны мной.


На территории монастыря также находится пансион для девочек, дающий среднее образование, воскресная школа, гостиница, библиотека.

Мне ужасно повезло. Я не только успела попасть в монастырь и поклониться Кириллу и Марии до закрытия для посещений, но и немножко постояла на службе, поставила свечи, послушала восхитительный сестринский хор. Обратно как будто летела на крыльях. Усталости почти не ощущала, хотя перед этим шесть часов провела в поезде.

В саму Лавру я отправилась на следующий день с самого раннего утра к средней Литургии, то есть к 6.30, в Троицкий Храм. Погода в этот раз сильно подвела, поэтому после Литургии я не стала мерзнуть дожидаясь когда можно записаться на экскурсию, а купив путеводитель прошлась по Лавре сама.

Для начала немножко истории. Великий Святой и заступник земли Русской родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр Марии и Кирилла и при крещении был наречен Варфоломеем. Когда мальчик достиг отроческого возраста его вместе с братьями отдали на обучение грамоте, но несмотря на старание учеба ему не давалась. Часто Варфоломей молился Богу, чтобы он дал ему разум к чтению. Просьба его была услышана и однажды, когда Варфоломей пас лошадей, он встретил старца-инока. Мальчик рассказал старцу о своих горестях, тот помолился и благословил отрока. С этого момента Господь открыл Варфоломею разум к учению. В 23 года он принял иноческий постриг с именем Сергий. Узнав о его добродетелях к нему стали приходить иноки, долгое время братия состояла из 12 человек, но со временем все больше стало стекаться иноков и простых людей и селиться рядом. Так рос монастырь и застраивался посад при нем. По просьбе братии став игуменом созданной им обители преподобный Сергий нисколько не изменил своей суровой постнической добродетельной жизни, служа братии, как «купленный раб». В ту пору Русь изнывала под гнетом татарского ига, страдала от бесконечных княжеских раздоров. Вклад преподобного Сергия в единение государства и освобождения его от гнета татар был неоценим. Именно от него в 1380 г. получил благословение князь Дмитрий перед битвой на Куликовом поле.
Слава о преподобном Сергии и чудесах, что совершались по его молитвам распространялись по всей Руси. Еще при жизни его почитали святым. Преподобный Сергий отошел к Богу 25 сентября 1392 года и через некоторое время игуменом монастыря стал его ученик преподобный Никон. Он сохранил в укладе монастырской жизни дух преподобного Сергия и прославился как великий строитель Троице-Сергиевой Лавры.

Самым древним сооружением в монастыре является Троицкий собор, построенный в 1422-23 гг.



Храм возведен и освящен в честь Живоначальной Троицы при игумене Никоне примерно на месте первой деревянной церковки, построенной еще при жизни Сергия. В росписи собора принимали участие лучшие иконописцы того времени во главе с преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Их фрески на стенах собора, завершенные к 1427 г. не сохранились, они были в 1635 г. заменены новыми росписями, неоднократно подновленными. Но в храме уцелел впервые созданный на Руси многоярусный иконостас, более сорока икон, которого созданы в 15 в. Андреем Рублевым или художниками его круга. Именно для этого иконостаса в 1422 году по благословению преподобного Никона Андрей Рублев написал свою прославленную «Троицу», которая хранится сейчас в Третьяковской галерее. Величайшим сокровищем собора, духовным центром всего монастыря является гробница у южной стены близ иконостаса, где почивают нетленные мощи преподобного Сергия. Серебряная чеканная рака с золочением выполнена мастерами Московского кремля в конце 16 в., а в 1737 г. над ракой по заказу императрицы Анны Иоанновны сооружена сень на четрех столбах, изготовленная из 400 кг серебра. К Троицкому храму в 1548 г. с южной стороны был пристроен Никоновский придел, где и покоятся святые мощи преподобного Никона Радонежского – второго игумена Лавры. К Никоновскому храму во второй половине 16 в. Была пристроена небольшая палатка, где некогда стояла келья преподобного Сергия. Здесь ему было явление Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. В палатке почивают святые мощи бывших настоятелей монастыря.

В этом Храме служба звучала особенно торжественно. Помимо впечатлений от прекрасного пения братьев, у меня дух захватывало от мысли сколько видели эти стены. Только подумать что здесь молились цари и царицы, отпрыски династии Романовых, бояри, придворные, графы, князья, они подходили к тем же образам, к которым спустя несколько веков подходили уже мы современные люди. С ума сойти!

К востоку от Троицкого собора, примерно на одной линии с ним в 1476-1477 гг. талантливыми псковскими зодчими возведен один из самых изящных храмов Лавры – церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.



Это наиболее ранний из сохранившихся храмов со звонницей, подняться на которую можно только снаружи по приставной лесенке. В духовской церкви покоятся мощи Антония Радонежского, ставшего игуменом Лавры по благословению Серафима Саровского и остававшегося им на протяжении более 50 лет.

Самым величественным сооружением монастыря является собор Успения Божией Матери.



Он был заложен в 19 мая 1559 г. по велению царя Ивана Грозного и освящен 15 августа 1585 г. при его сыне Фёдоре. Пять куполов собора (центральный из которых позолочен, а четыре боковых – с золочеными звездами на ярко-синем фоне) давно стали своеобразным символом Свято-Троицкой Лавры. Образцом для Успенского храма служил одноименный собор Московского Кремля. Расписан лаврский собор был в 1684 г., почти через сто лет после его возведения. Пятиярусный иконостас состоит из 76 икон 16-17 вв. Изображения евангелистов на Царских вратах созданы лучшим придворным иконописцем того времени Симоном Ушаковым. Святыня храма – первая рака преподобного Сергия. В соборе покоятся также мощи святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, а также мощи преподобного Максима Грека. У западной стены находится гробница митрополита Московского Макария (Булгакова). Под Успенским собором находится храм Всех Святых, в земле Российской просиявших, с боковыми приделами в честь святителя Иннокентия Московского и всех Радонежских святых. Там же покоятся мощи святителя Макария (Невского) и гробницы патриархов всея Руси Алексия I (Симанского) и Пимена (Извекова). На западной паперти собора в начале 17 в были похоронены царь Борис Годунов и члены его семьи. После того как в 18 в. Паперть была разобрана, над местом захоронения была устроена усыпальница в виде палатки, которая теперь находится слева от западного входа в собор. На площади перед Успенским собором стоит Надкладезная часовня, построенная в конце 17 в над источником. От воды из источника происходили исцеления. Летом вода из источника поступает в сень над крестом.



Немного дальше к западу на площади находится установленный в 1792 г. митрополитом Платоном каменный обелиск с солнечными часами и памятными надписями в честь заслуг Лавры перед Отечеством.



Настоящим украшением Соборной площади и венцом всего архитектурного ансамбля Лавры является стройная пятиярусная колокольня. Она была построена в 1740-1770 гг по проекту архитекторов И.Я. Шумахера и Д.В. Ухтомского и является одной из самых высоких в России. Высота ее 88,04 метра. Из уцелевших колоколов сохранился самый древний колокол, отлитый при преподобном Никоне.

Северо-западный угол Соборной площади замыкает церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1730 г. монастырский псаломщик, старадавший усыханием рук, усердно молился перед Смоленской иконой Божией Матери, которая помещалась на месте монастырской поварни, и исцелился от болезни. На этом месте по указу императрицы Елизаветы Петровны была построена Смоленская церковь (фото не сделала - прошу прощения).

На западной границе Соборной площади находится комплекс Больничных палат с церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.



Палаты были выстроены в 1635-1638 гг. Шатровое завершение придает храму особую выразительность. Далее линию больничных палат продолжат Казначейский корпус и здание Ризницы, построенные в 18 в. Напротив колокольни у южной границы монастыря находится здание Митрополичьих покоев, построенное в 18 в., на месте бывших келий настоятеля. В восточной половине покоев устроена домовая церковь, посвященная святому праведному Филарету Милостивому. Ныне в Митрополичьих покоях останавливается Патриарх Московский и всея Руси во время посещения Лавры. К востоку от них находится церковь в честь преподобного Сергия с Трапезной палатой. У ее северо-западного входа расположен еще один совсем небольшой храмчик – Михеевский.



Он сооружен в 1734 г. над местом, где когда-то была келья ученика Сергия – преподобного Михея. Если подняться по лесенке от Михеевского храма подходим к входу в Трапезную палату. История появления этого сооружения связана с именем Петра I. Неслучайно впоследствии одно из ее помещений было украшено алебастровыми медальонами с изображениями победоносных баталий петровских времен.

В конце 17 в. Был построен новый кирпичный царский дворец Чертоги, они предназначались для паломников и царствующего дома. С 1814 г. в Царских Чертогах разместилась Московская Духовная Академия. Корпуса, расположенные вблизи северо-восточной границы территории – Инспекторский, Классный, Больнчный, Библиотечный – принадлежат к учебным заведениям Лавры. Здания, находящиеся напротив, юго-восточной границы – Вавваринский, Предтеченский, Успенский корпуса – являются монастырскими. Сейчас Свято-Троицкая Сергиева Лавра – крупнейший мужской действующий монастырь в России. У главного входа в Лавру расположена надвратная церковь в честь рождества святого Иоанна Предтечи, построенная в 1693-1699 гг. В настоящее время в этом храме совершается Таинство исповеди для паломников, посещавющих Лавру.



И я как скромная паломница на фоне Надвратного храма.


За короткое время (1540-1550 гг) взамен старых деревянных были возведены мощные кипичные стены. Их длина 1120 м, высота до 6 м, толщина 3,5 м. Вдоль стен построена было 12 боевых башен с тремя ярусами для ведения огня. Монастырь превратился в настоящую крепость. Ее прочность была героически доказана в Смутное время начала 17 в., когда небольшой гарнизон вместе с иноками противостоял 30-тысячному польскому войску Сапеги и Лисовского в течении 16 месяцев.
Главной башней является Красная со Святыми воротами – главным входом в Лавру.



Вот уже почти семь веков эта обитель – величайшая святыня Русского Православия, средоточие исторических, культурных, духовных ценностей. Нескончаем поток людей стремящихся поклониться святыням Лавры, Причаститься Светлых Христовых Тайн и укрепиться молитвой в ее стенах.

@темы: Мой опыт, Монастыри и лавры, Паломничества