09:57 

Русский духовник старца Паисия

Позывной ~Любочестие~
У всемирно известного Афонского старца Паисия Святогорца был русский духовник – старец Тихон (Голенков; 1884–1968). Возможно, поэтому геронда Паисий и явил миру удивительный благородный сплав высокого афонского подвижничества и традиции старчества, точно привитой ему от русских широт его русским духовником.

Чудеса аскетизма

Они познакомились, когда отец Паисий жил в Эсфигмене. Подвизаясь в Иверском скиту, Паисий Святогорец избрал отца Тихона своим старцем, регулярно приходил к нему в келью, чтобы видеть его и решать недоуменные вопросы.

– Когда ты примешь великую схиму? – часто спрашивал его отец Тихон.

По слову старца отец Паисий согласился стать великосхимником. 11 января 1966 г. в Ставроникитской каливе Честного Креста от честных рук батюшки Тихона отец Паисий принял великий и ангельский образ.

О старце Тихоне известно, что родился он в 1884 г. и был родом из Сибири, села Михайловка. В возрасте 24 лет приехал на Святую Афонскую Гору, где провел 60 лет в непрестанном великом подвиге покаяния и молитвы. О себе старец совсем не заботился. Он ничего не боялся, потому что имел великий страх Божий.

Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий: «Это был замечательный русский подвижник. В этом старце, который 60 лет прожил в пустыне, было столько смирения! Его язык – смесь церковнославянского, русского, греческого – какой-то эсперанто. Но душа… Его глаза мне не забыть! Такое смирение бесконечное, такая любовь! Такая чистота души! Такая радость, которая осталась в моей душе от встречи со старцем Тихоном…»

«Старец достиг такого духовного состояния святости потому, что очень полюбил Христа, смирение и бедность», – пишет о своем духовнике отец Паисий. Это то, к чему всю свою подвижническую жизнь он и сам будет стремиться. А о чудесах аскетизма своего старца он вспоминает так:

«Каждое Рождество старец покупал себе одну селедку, чтобы все радостные дни святок проводить с разрешением на рыбу. Однако скелет от нее он не выбрасывал, а подвешивал на бечевке. Когда приходил Господский или Богородичный праздник и разрешалась рыба, он кипятил в пустой консервной банке немного воды, два или три раза окунал скелет селедки в воду, чтобы вода начала немного пахнуть, и затем бросал в нее немного риса. Так он соблюдал разрешение на рыбу и осуждал себя за то, что в пустыне даже рыбный суп ест! Скелет он затем опять подвешивал на гвоздь до следующего праздника, вываривал, пока тот не становился белым, и только тогда выбрасывал».


@темы: Паисий Святогорец

URL
   

На волне смирения

главная