Будучи в Казани по делам служебным старалась не забывать и о духовной составляющей моего вояжа. И в благодатные дни Рождественского поста хочу поделиться впечатлениями о тех православных храмах, в которых посчастливилось побывать, ну или просто находиться рядом.
Благовещенский собор Казанского Кремля
Этот храм является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии – архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры. Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров. Святой Алтарь.строенный в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей, собор – памятник древнерусской архитектурной традиции крестовокупольного типа -первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами – Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев.
Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Еще в ХVI-ХVII вв. собор был украшен внутри фресковой живописью, следы которой сохранились в западной части храма даже после многочисленных пожаров ХVII-ХIХ вв. В частности, в ходе реставрации 90-х гг. XX в. было обнаружено древнейшее фресковое изображение Казанской иконы Божией Матери (XVII век). Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI века. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древней Казани, его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Под звонницей находился храм в честь святой мученицы Ирины, который по ветхости был в XVII веке закрыт и возобновлен только в 1832 году на средства купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Колокольня Благовещенского собора не сохранилась, будучи разобрана в 1928 году.
В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены луковичными, а центральный купол приобрел завершение в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил заняться серьезной реконструкцией собора. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная часть собора была реконструирована, появилась крытая галерея, соединявшая собор с архиерейским домом. В 1841 году по проекту Ф.И.Петонди трапезная часть была перестроена в высокую и двухсветную с лестницей на хоры. Тогда же Благовещенский собор, бывший до этого времени холодным (зимним), был обращен в теплый. Новая трапезная часть серьезно изменила облик древнего кафедрального собора. Храм принял тот вид, который был взят за основу при реставрации 1977 года. В 40-е годы XIX века к главному входу пристроено высокое крыльцо, которое в 1863 году было сделано крытым; а в западной части трапезной устроено хорошо защищенное помещение для богатейшей соборной ризницы.
В ризнице хранились соборные святыни, драгоценные церковные сосуды, архиерейские облачения. Здесь находились: золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов, рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), оно использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа, на этих платах совершались литургии) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны, и другие драгоценные вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов.
В ризнице хранились и редкостной работы архиерейские облачения: золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами; прекрасного шитья саккосы, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, митрополичьи клобуки и шапки. Особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг. В сентябре 1919 года чекисты обнаружили соборную ризницу и, “как не имеющую исторического значения”, собирались конфисковать с последующей утилизацией. Однако благодаря казанским историкам П.М.Дульскому и И.А.Стратонову ризницу удалось сохранить, передав на хранение в Губернский музей. Впоследствии большая часть соборной ризницы бесследно пропала. Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг ХVI-ХVIII вв. Значительная часть коллекции рукописей и книг кирилловой печати Казанского государственного университета представлена книгами и рукописями из собрания “Казанского первенствующего Благовещенского собора”. На всех книгах имеется рукописная помета “К.К.С.” (Казанский кафедральный собор).
Богоявленский собор

Еще одной из наиболее известных православных святынь волжской земли является находящийся здесь Богоявленский собор. Он был воздвигнут на месте, где некогда находились так называемые Проломные ворота.Такому названию они обязаны тем, что во время штурма, предпринятого войском Ивана Грозного в 1552 году, именно в этом месте взрывом порохового заряда был образован пролом в городской стене, через который стрельцы, осаждавшие Казань, проникли внутрь. Позже на этом месте были построены ворота, официально именовавшиеся Нагайскими, но в народе их называли по-своему – Проломными. Это же название получила и улица, берущая здесь начало, в наши дни называемая Бауманской.
В первой половине XVIII века, когда уже не было ни городских стен, ни ворот, деревянную церковь, построенную на их месте и освящённую в честь Богоявления Господня, по-прежнему называли «церковью у Проломных ворот». Так продолжалось вплоть до 1731 года, когда обветшавший к тому времени (а по другим источникам сгоревший) деревянный храм снесли и на его месте начали строительство нового каменного собора. Собор воздвигался на пожертвования двух благочестивых казанских купцов И. Михляева и С. Чернова.
Строительство храма длилось ровно четверть столетия и было завершено в 1756 году. Новое сооружение вплотную соседствовало с примыкавшей к его северной стене церковью Андрея Первозванного, построенной в 1701 году. Будучи отапливаемой, она использовалась для зимних богослужений. На протяжении всего XVIII века формировался этот архитектурный комплекс, включавший в себя, кроме здания Богоявленского собора и Андреевской церкви, ещё и двухъярусную колокольню, имевшую шатровое завершение, и стоявший с западной стороны дом для церковнослужителей. Собору также принадлежал в те годы и ещё один дом, не сохранившийся до наших дней, стоявший некогда на месте нынешнего памятника Шаляпину.
Известно, что в дореволюционный период Богоявленский собор в Казани был одним из самых посещаемых горожанами. Его прихожане были представителями всех социальных групп. Во время богослужений под его сводами можно было увидеть и местных аристократов, и удачливых предпринимателей, поднявшихся на волне ещё недавно зародившегося русского капитализма, и простых граждан, во все времена составлявших основу общества. В 1873 году здесь крестили будущего корифея русской и мировой сцены Фёдора Ивановича Шаляпина. Когда он подрос, то начинал свою музыкальную деятельность в качестве певчего в соборном хоре.