СМОТРЕТЬСЯ В ДРУГИХ КАК В ЗЕРКАЛО
Одним из способов укрепления в добродетельной жизни является обращение к примеру ближнего. Такой способ, как указывает преподобный Паисий, является очень наглядным, поскольку «человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало». То есть «другие люди для нас зеркало. Глядя на других, мы видим себя, и другие видят наши недостатки, и их замечания смывают с нас грязные пятна».
Очевидно, что каждый человек должен постараться не совершать недобрых поступков, должен стремиться преодолеть имеющиеся у него страсти, которые были приобретены им или по собственной невнимательности, или перешли к нему от родителей. И чтобы увидеть свои отрицательные качества, людям, учит преподобный Паисий, «нужно “смотреться” в недостатки нашего ближнего и испытывать, где находимся мы». Глядя на несовершенства других, мы получаем очевидную пользу, потому что «недостатки других помогают нам увидеть наши собственные, <…> недостаток заставляет задуматься, нет ли и у меня такого же недостатка, а если есть, то в какой степени, чтобы постараться от него избавиться». При этом преподобный Паисий дает следующий практический совет: «увидев в ближнем какой-то недостаток, надо сразу же сказать: “Дай-ка я посмотрю, может быть, такой же недостаток есть и у меня”. И, если мы действительно обнаружим в себе этот недостаток, нам надо подняться на борьбу, чтобы от него избавиться».
Если же человеку кажется, что у него нет того или иного отрицательного качества, которое он обнаружил у ближнего, ему не следует успокаиваться в этой мысли. Напротив, по слову преподобного Паисия, тогда он должен рассуждать так: «“У меня есть другие – большие недостатки. Этот недостаток моего ближнего, по сравнению с моими, ничтожно мал”». И человек, исследующий себя таким образом обязательно увидит, что его несовершенства и слабости значительно больше, чем те, которые имеются у его ближнего.
В то же время в любом человеке есть не только пороки, но и добродетели. Их человек также или самостоятельно приобретает посредством подвига, или получает как доброе наследство от родителей. Потому в каждом человеке всегда есть что-то доброе, а значит и от него «можно научиться чему-то хорошему, приобрести пользу и помочь другим. С другой стороны, в этом и состоит православный дух. Я и от малых детей получаю пользу, хоть и не показываю этого, чтобы они не возгордились и не повредили себе».
Полностью тут.
Одним из способов укрепления в добродетельной жизни является обращение к примеру ближнего. Такой способ, как указывает преподобный Паисий, является очень наглядным, поскольку «человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало». То есть «другие люди для нас зеркало. Глядя на других, мы видим себя, и другие видят наши недостатки, и их замечания смывают с нас грязные пятна».
Очевидно, что каждый человек должен постараться не совершать недобрых поступков, должен стремиться преодолеть имеющиеся у него страсти, которые были приобретены им или по собственной невнимательности, или перешли к нему от родителей. И чтобы увидеть свои отрицательные качества, людям, учит преподобный Паисий, «нужно “смотреться” в недостатки нашего ближнего и испытывать, где находимся мы». Глядя на несовершенства других, мы получаем очевидную пользу, потому что «недостатки других помогают нам увидеть наши собственные, <…> недостаток заставляет задуматься, нет ли и у меня такого же недостатка, а если есть, то в какой степени, чтобы постараться от него избавиться». При этом преподобный Паисий дает следующий практический совет: «увидев в ближнем какой-то недостаток, надо сразу же сказать: “Дай-ка я посмотрю, может быть, такой же недостаток есть и у меня”. И, если мы действительно обнаружим в себе этот недостаток, нам надо подняться на борьбу, чтобы от него избавиться».
Если же человеку кажется, что у него нет того или иного отрицательного качества, которое он обнаружил у ближнего, ему не следует успокаиваться в этой мысли. Напротив, по слову преподобного Паисия, тогда он должен рассуждать так: «“У меня есть другие – большие недостатки. Этот недостаток моего ближнего, по сравнению с моими, ничтожно мал”». И человек, исследующий себя таким образом обязательно увидит, что его несовершенства и слабости значительно больше, чем те, которые имеются у его ближнего.
В то же время в любом человеке есть не только пороки, но и добродетели. Их человек также или самостоятельно приобретает посредством подвига, или получает как доброе наследство от родителей. Потому в каждом человеке всегда есть что-то доброе, а значит и от него «можно научиться чему-то хорошему, приобрести пользу и помочь другим. С другой стороны, в этом и состоит православный дух. Я и от малых детей получаю пользу, хоть и не показываю этого, чтобы они не возгордились и не повредили себе».
Полностью тут.